3 октября 2016
Урок биологии…в зоопарке!
Урок биологии…в зоопарке!
В рамках апробации проекта Департамента образования г. Перми «ММОШ «Основная школа – «Пространство выбора» в нашей школе апробируются элементы новой образовательной модели, созданные на основе выбора учащихся: поточно-групповой метод обучения по отдельным предметам, краткосрочные курсы, профессиональные пробы и социальные практики. В 2016-2017 учебном году школа продолжает реализацию муниципальной модели основной школы. В начале учебного года традиционно прошли установочные конференции и родительские собрания, на которых классные руководители ознакомили родителей об обучении в рамках модели.
Для изучения биологии животных в 7 классе учащимся было предложено выбрать следующие модули:
· «Биология и краеведение»;
· «Биология и охрана природы»;
· «Биология и зоопсихология».
Одной из главных задач, решаемых в ходе поточно-группового обучения, является создание пространства выбора образовательной деятельности для определения и развития у обучающихся личных и профессиональных интересов.
Зоопсихология – это, прежде всего, раздел психологии, которая изучает поведение животных в различных ситуациях. Зоопсихологи востребованы в научно-исследовательских центрах, на зоофермах, в институтах. Многие ведут частный бизнес.
Важные качества зоопсихолога: интерес и любовь к животным, научный склад ума. Зоопсихологу необходимы познания в области психологии, физиологии, нейрофизиологии, этологии. Этому не научить только по книгам или с помощью компьютерной презентации. Именно поэтому в модульную программу «Биология и зоопсихология» были включены практические занятия в Пермском зоопарке.
Инновационные уроки в зоопарке дают возможность детям в режиме реального времени наблюдать социальное поведение животных различных видов, познакомиться с методами обогащения среды обитания животных в зоопарке, особенностями их содержания и кормления, изучить особенности высшей нервной деятельности животных, методику вырабатывания условных рефлексов, приемы дрессировки.
Детям показали жизнь животных в зоопарке как бы «изнутри»: что сегодня на обед у экзотической птицы двурогого калао; почему не выводились в неволе птенцы у фиолетового турако и как ученым удалось решить эту проблему; какими игрушками играют белые медведи, какие семейные отношения складываются у обезьян красноруких тамаринов.
Животные в зоопарке получают разнообразную, но «готовую к употреблению» еду: кедровые орешки, зерна кукурузы, семечки и др. И куда интереснее им будет получить на обед целые шишки, кукурузные початки, целое соцветие подсолнечника или целые ветки с ягодами или плодами, разнообразные предметы со спрятанным в них лакомством. Это позволит животным проявлять сложное поведение, свойственное им в природе. Поэтому сотрудники зоопарка стараются превратить процесс поедания еды животными в интересное и активное занятие.
На экскурсии после рассказа об особенностях питания животных ребятам было предложено самим приготовить корм для носухи: в пластиковые бутылки нужно было положить личинки жуков, тараканов. А затем эти бутылки были помещены в вольер с носухами, и вот тут началось настоящее представление по поиску еды!
На таком необычном уроке ребята убедились в том, что самая большая беда у животных в зоопарке – это скука. И сотрудники зоопарка делают все возможное, чтобы разнообразить жизнь животных, сделать ее более насыщенной. А для этого, несомненно, нужно знать особенности психологии животных, их пищевого рациона, внутривидовых и семейных взаимоотношений.
После нескольких занятий ребята, которых заинтересовала зоопсихология, определятся с темами исследовательских работ по изучению животных Пермского зоопарка.
Валентина Буравлева, учитель биологии МАОУ «СОШ № 132» г. Перми