15 октября 2014
Рекомендательный список литературы о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
«А ОН МЯТЕЖНЫЙ ПРОСИТ БУРИ….»
Рекомендательный список литературы о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
ЖИЗНЬ и ТВОРЧЕСТВО:
1. М.Ю. Лермонтов. Точка зрения./Сост. биографической справки и примечания И.И.Подольской. – М.:Лайда, 1993 – 224с. – (Классическая гимназия)
Данное издание посвящено жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова, составлено на основе документов, дневников, воспоминаний. Предназначена для школьников, педагогов, домашнего чтения.
2. М.Ю. Лермонтов в школе: Пособие для учителя./Сост. А.А.Шагалов. - М.:Просвещение, 1976
В раздел первый включен разбор творческого наследия поэта – поэмы, лирика, проза. Второй раздел включает в себя изучение биографии М.Ю. Лермонтова; письменные работы при изучении произведений поэта; художественные иллюстрации к произведениям Лермонтова; произведения М.Ю. Лермонтова на уроках внеклассного чтения в 4-7 классах
3. М.Ю. Лермонтов в русской критике: Сб. статей /Составитель Ломунов К.Н. – Москва: Советская Россия, 1985. – 288с. – (Школьная библиотека)
«Кратковременная, но изумительная своей огромностью деятельность Лермонтова на поэтическом поприще» - получила глубокую оценку в цикле статей и рецензий В.Белинского. Эта оценка была поддержана и развита – А.Герценом, Н.Чернышевским, Н.Добролюбовым, М.Салтыковым-Щедриным. А затем была унаследована видными деятелями культуры советского периода – А.Луначарским, А.Толстым, Н.Тихоновым.
4. Наровчатов С.С. Лирика Лермонтова.: Заметки поэта. – М.: Художественная литература, 1970. – 104с.
Этой книге предпослан заголовок: «Заметки поэта». Это не биография, не исследование, не критический очерк, а именно заметки на полях лермонтовских стихов. Может быть эти заметки вызовут желание заново перечитать Лермонтова, по своему вжиться в его строки и увидеть в них то, чего не могли разглядеть ранее.
5. Удодов Б.Т. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1989 -191с.
Основная цель издания – помочь учителю разобраться в сложных проблемах романа. В книге исследуется история создания романа, его жанровое своеобразие, как первого прозаического социально-психологического и вместе с тем философского романа в русской литературе. В центре же внимания исследовательской мысли стоит образ главного героя – Печорина.
6. Долинина Н.Г. Печорин и наше время: Книга для учащихся. – М.:Детская литература,1970. – 192с.
Книга предназначена в первую очередь для учащихся. Автор вместе с читателями перелистывает станицы романа. Вместе с автором мы задумываемся над противоречивым, сложным и обаятельным характером Печорина. Мы размышляем о том, почему и сегодня роман Лермонтова волнует нас.
7. Лермонтов Михаил Юрьевич. – 100 великих имен в литературе: научно-популярные издания /под редакцией В.П.Ситникова. – М.:Слово, 1998 – с.269 – 275.
Издание для учащихся, включающее в себя биографический очерк, посвященный основным вехам жизни и творчества великого поэта.
8. Русские писатели11 – начала 20 века: Биобиблиографический словарь: Книга для учащихся /Составитель В.А.Котельников, Ю.М.Прозоров. Под редакцией Н.Н.Скатова.- М.:Просвещение, 1995. – 575с.
Словарь углубит представление школьников о русских писателях начиная с древнейших времен и до начала 20 века. В живой, увлекательной форме рассказывают авторы о детстве и юности писателей, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе.
9. Русские писатели: Биобиблиографический словарь: в 2-х частях /Составитель П.А.Николаев. – М.:Просвещение, 1990. – 430с.
В каждой статье издания освещаются основные факты биографии писателя и дается общая характеристика его творчества. Для специального анализа выделены наиболее важные (особенно включенные в школьную программу) произведения и критические статьи. Раскрываются связи с эпохой и значение его литературного наследия. Главный адресат издания – учитель литературы.
10. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян. М.:Диадема-Пресс, 2000. – 656с.
История страны – это история ее людей. В этом издании история России предстает в лицах, вписавших немало славных страниц в ее летопись , преумножая ее мощь и славу. В кратких, но содержательных биографиях множество известных и малоизвестных фактов, интересных подробностей, выверенных дат, а главное – живое дыхание истории, неразрывная связь времен.
11. Романова Е.Н. Июль, гроза и поединок… - Читаем, учимся, играем. – 2014. -№7. – с. 20 -28
Литературная дуэль к юбилею русского поэта для старшеклассников.
12. Зархи С.Б. Лермонтов и Кавказ. – Читаем, учимся, играем. – 2014. - №7. – с.29 – 35.
Литературная композиция о творчестве поэта и теме величественных гор в его произведениях. Для учащихся 8-11 классов.
13. Зархи С.Б. Гений и демоны. – Читаем, учимся, играем. – 2014. - №8. – с.4-11.
Литературно-художественная композиция, рассказывающая о схожих моментах в судьбах и творчестве двух русских гениев – М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля. Для учащихся старших классов.
14. Вавилина О.А. « Да, я не изменюсь и буду тверд душою…».- Читаем, учимся, играем. – 2014. - №8. – с.12-13
Чайнворд, посвященный жизни и произведениям М.Ю.Лермонтова. Для учащихся 7-х классов.
15. Куршева М.М. Жизнь как бал: к 200 летию М.Ю.Лермонтова. – Читаем, учимся , играем. – 2014. - №8. – с.14-16.
Литературный бал для учащихся 7-9 классов.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ:
1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. /Составитель и комментарии Н.С. Чистовой. – М.:Правда, 1990.
В первый том Сочинений вошло поэтическое наследие Лермонтова, во второй включены его драматические и прозаические произведения.
2. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения. Пермское книжное издательство, 1983. – 406с. – (Юношеская библиотека).
Музыка сердца великого русского поэта звучит и для наших современников, молодому читателю начала 21 века протягивает руку «величайший юноша Вселенной».
3. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения и поэмы. – Ленинград: Детская литература, 1988. – 143с. – (Школьная библиотека).
4. М.Ю. Лермонтов. Кавказские поэмы. М.: Детская литература, 1990.- 240сю, ил.
В книгу вошли поэмы: Черкесы, Кавказский пленник, Каллы, Измаил-бей, Хаджи Абрек, Беглец, демон, Мцыри. В конце книги дается приложение: высказывания русских писателей о кавказских поэмах Лермонтова.
5. Лермонтов М.Ю. Сильней страданий роковых: Стихотворения, поэмы. – М.:Воениздат, 1992.-559с.
Основу данного издания составляют произведения вольнолюбивой и патриотической лирики. Максимально полно в книге представлены стихи военно-патриотической тематики.
6. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича , молодого опричника и удолого купца Калашникова.. – Красноярское книжное издательство, 1980. – 24с. – (Школьная библиотека).
В поэме Лермонтов воссоздал на основе народных исторических песен колорит эпохи, образы Ивана грозного, молодого опричника Кирибеевича, народного героя – удалого купца Калашникова. Эти образы Лермонтов противопоставлял своим современникам, не способным к совершению подвигов, чуждым больших страстей.
7. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 144с. – (Школьная библиотека).
Как сам Лермонтов – характеризовал свой роман : «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.»
8. Люблю Отчизну я…: Стихи, рассказы, сказки русских писателей /Составитель И.В.Воробьева. – М.:Детская литература, 1982. – 494с.
В сборник включены произведения русских писателей-классиков патриотической тематики, сопровождаемые краткими биографическими очерками об авторах.
9. Вольная русская поэзия 18 – 19 веков: Сборник стихотворений. – М.:Художественная литература, 1975. – 624с.
Стихотворения, вошедшие в этот сборник, дают картину развития русской вольнолюбивой лирики за полтораста лет, начиная с середины 18 века и до половины 1890-годов.
10. Русская элегия конца 18 – начала 19 века: Анталогия. – М.:Советская Россия, 1983. – 240с. –(Школьная библиотека)
Элегия – литературный жанр, эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Лермонтов был одним из последних поэтов отдавший дань этому восхитительному поэтическому жанру.
|